
Неделя начальных классов как форма управления развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Дети приходят в начальную школу разные. У кого-то с детства задатки художника, у кого-то – музыканта. Кто-то легко в уме складывает, делит, умножает. Другие, только научившись говорить, рифмуют, сочиняя целые поэмы. Есть еще дети с задатками исследователя, которым важно и интересно рассмотреть, что внутри у игрушки и как она работает, постигнуть суть вещи, дойти до главного. Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть каждого ребенка, определить его способности, помочь ему реализовать себя. Примером универсального поиска таких талантов могут служить предметные недели.
Предметные недели – достаточно традиционная часть внеурочной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы.
В нашей школе стало хорошей и доброй традицией проведение Недели начальных классов. Предметная неделя в начальной школе – это праздник длиною в целую неделю, это необычные приключения, радость общения и совместные коллективные творческие дела. Однако, это не только развлечения для учащихся, но одна из форм организации обучения, которая углубляет, дополняет и повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет кругозор. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В проведении Предметной Недели используется и метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы с детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного соревнования, где каждому дадут шанс блеснуть, стать замеченным.
Неделя проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий любовь и интерес к учебным предметам. Во время проведения «Недели» очень важно сотрудничество учителей, учащихся и родителей. Примером такого сотрудничества является совместное участие детей и взрослых в играх, праздниках, выставках. Данная форма внеклассной деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей. Через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся начальная школа будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех учащихся и педагогов.
Цели недели начальной школы:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- содействовать развитию творческих способностей;
- выявлять талантливых учащихся;
- формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.